Золотоволосая - Татьяна Смертина о Зинаиде Гиппиус Tatiana Smertina Zinaida Gippius |
|
|
Главная | Статьи. Оглавление |
|
Зинаида Николаевна Гиппиус. 08(20).11.1869 – 09.09.1945.
Серебряный век Поэзии без золотоволосой Зинаиды – тускнеет. Тонкая, стремительная, резкая, она – врывается в Поэзию, в литературу, и властвует над многими и многим. Ее стихи читаю в затворничестве. Поставив перед собой утонченные душистые цветы… Читаю медленно и плавно – чувства разламываются, вернее они разделяются на две стрелы света: одна летит через сердце, вторая – через разум, и – одновременно! Ранящий разрыв – белая боль… И тогда… Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius
Но сперва – о загадочной Зинаиде. Эмигрантка, она скончалась в Париже, тоскуя-болея по Родине: «Молюсь я в часы ночные, Дай мне еще увидеть Родную мою Россию» (З.Гиппиус) Она возвратилась в Россию много лет спустя после своей кончины. Возвратилась в белой одежде… Зинаида Гиппиус родилась в Белеве на Тульской земле. Получив домашнее образование, с детства создавала стихи, вела дневники. В 1889 году вышла замуж за Дмитрия Мережковского, который помог с первыми публикациями стихов, переехала в Петербург. С Мережковским она прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день! «Любовь – одна, как смерть одна». Их дом посещали: Полонский, Майков, В.В.Розанов, Ф.Сологуб, Н.А. Бердяев, Д.В.Философов, А.Белый, А.В.Карташев и другие. Это был своеобразный Живой Журнал обсуждений литературы и модных течений в литературе – словно предтеча тусовок в Интернете, если хотите… Почти неразлучная троица: Зинаида Гиппиус, Философов, Мережковский.
Zinaida Gippius. Dmitriy Filosofov Dmitriy Meregkovskiy Гиппиус необычна и по характеру и по творчеству. Блок в своих стихах называл ее «зеленоглазою наядой»: «Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек, Белая весенняя горячка Всеми гневами звенящих строк! Все слова — как ненависти жала, Все слова — как колющая сталь! Ядом напоенного кинжала Лезвие целую, глядя в даль..." (А.Блок) Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius
У Гиппиус знамениты (в цитатах литературоведов!) строки: «И я такая добрая… Как ласковая кобра, я…» (З.Г.) Но это она не о себе! Это – о понятии «боль», философский «Лаокоон». Так что не надо ее озмеивать! Целуя лезвие, Блок – ее понимал. Вижу другую, трагически-прекрасную Зинаиду: «Не осуждай меня, пойми: Я не хочу тебя обидеть, Но слишком больно ненавидеть, Я не умею жить с людьми…» (З.Гиппиус) Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius
Она считала, видимо, что если уснувшая душа может проснуться от раны – то надо ранить, во имя спасения этой души. Да и в Поэзии она шла своим путём, может быть, для некоторых странным... «К простоте возвращаться - зачем? Зачем - я знаю, положим. Но дано возвращаться не всем. Такие, как я, не можем. Сквозь колючий кустарник иду, Он цепок, мне не пробиться... Но пускай упаду, До второй простоты не дойду, Назад - нельзя возвратиться.» (З.Гиппиус) Октябрьскую революцию Гиппиус резко не приняла. И не только сердцем – она прекрасно разбиралась в событиях. Воистину, ее стихи того периода остры и смелы, как стрелы серебряные: «Не покажем ли Бронштейну да Ленину / Кто на русской земле господин?» (1919). Да, «красная демократия» завладела Россией: «Все за лопаты! Все за свободу! / А кто упрется – тому расстрел!» (Стих «Осенью»). Началась особая политика, особая экономика: «В цене упали бриллианты, появился швейцарский сыр… Что случилось? А это Антанта с большевиками заключает мир…» (З.Гиппиус) Зинаиде Гиппиус чудится наступление долгой, сплошной ночи для России: «Не рассветает! Не рассветёт». В декабре 1919 года она с Мережковским тайно эмигрировала. Остаться? Ясно – за такие стихи ее бы дачей в Переделкино не пожаловали. К счастью, она была очень догадлива, но все равно, цель эмиграции для нее – не свое спасение, а деятельное противостояние. Уезжала на время, оказалось – навсегда. Зинаида Гиппиус и балетный критик Л.С.Волынский. Zinaida Gippius
В исторических событиях она умела многое предвидеть. Думаю, что в любой Кассандре помимо сверхчувств молниеносный анализ - присутствует. Поэтому коснусь и иной стороны творчества Гиппиус. Кроме стихов и прозы, поражают философские мысли-пророчества в ее статьях, письмах, дневниках, где она идет путем разумного анализа, и этот разум ее высок настолько, что, как острейший луч, выхватывает светом Грядущее, которое Гиппиус мгновенно вычисляет логически. Взять хотя бы одно ее письмо от 17 октября 1905 года – «Писано за час до манифеста», где она представила тончайший анализ будущего хода революции и свершений большевиков: «Но весь путь их и вся эта картина так мною неприемлема, противна, отвратительна, страшна – что коснуться к ней (т. е. войти во всё) равносильно для меня предательству моего». И она, которая страстно рвалась к обновлению общества, заявляет: «Главное – я реально представила грядущее насильническое (сами говорят) правительство и народный террор и кровь… Для их истин – такой путь!» И самое страшное – она логически осмыслила (в 1905 году) – это будет, это неизбежно. Получается, и все последующие события (и правители!) вплоть до наших дней – не случайность. У Гиппиус была политическая прозорливость – дар врожденный. Подозреваю, что Ленин был знаком с некоторыми трудами Гиппиус – он умел извлекать умственную энергию из ярких интеллектов. Понимая свершающееся, Гиппиус даже пыталась повлиять на ход исторических событий, особенно находясь в Польше и Франции, но кто мог тогда принять всерьез зеленоглазую женщину, декадентку-поэтессу, пишущую кощунственно-безумные (для того времени!) стихи, толкующую про отвлеченно-тонкое… Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius
Не удивляйтесь, что о Гиппиус осталось много сплетен, слухов, нелестных характеристик… Уверена, вся вина ее в том – угораздило родиться умной и красивой одновременно. Некоторые женщины – не прощали ей красоту, некоторые мужчины – ум. Двусторонняя немилость, по сути – обреченность на внутреннее одиночество. Сплетни – пища обывателя, он их сам выращивает и жадно пожирает. Он не любит высот: никогда не пытается духовно подняться до личности, а тщится (безрезультатно!) бытовыми подробностями принизить личность до себя. Гиппиус к слухам о себе была равнодушна, вероятно, они ее даже забавляли. "Тяжки иные тропы... Жизнь ударяет хлёстко... Чьи-то глаза из толпы взглянули так жёстко. Кто ты, усталый, злой, путник печальный? друг ли грядущий мой? враг ли мой дальний? В общий мы замкнуты круг боли, тоски, заботы... Верю я, все ж ты мне друг, хоть и не знаю, - кто ты..." (З.Гиппиус) А если глянуть на ее удивительную душу через сокровенное – ее Поэзию? В талантливых стихах кратко, зримо, подсознательно – сказано несказанное… А в ее душе таинственного столько, «что для речей единственных не знаю здешних слов…». И это свой прорыв к Богу! И попытка осмыслить Бытие и религию. Ее роковое противостояние революционным событиям рождало строки: «И если это Божья длань – / Кровавая дорога, – / Мой дух пойдет и с ним на брань, / Восстанет и на Бога». (1916). Кощунство? Понимаю так: пренебрегает спасением своей души во имя спасения Отечества. Золотоволосая изгнанница, Вы где сейчас, Зинаида? Зинаида Гиппиус в эмиграции. Zinaida Gippius
Когда ее Поэзию читаю – чудится, как она присаживается к моему ночному столику и узкой ладонью проводит по СВОИМ стихам так, что загораются именно те строки, видения и понятия, что хотелось бы ей высветить… Замираю. «Пойми меня, когда меня не станет…» И гнутся цветы лилейные. Зинаида – Белая, Верная… Она приподымает край своей шляпы и, «Вся нежная, робкая, злая…» шепчет тайно-истинное: «Тихо плачу я, плачу – обо всех…» Посвящение Зинаиде Гиппиус
Её походку и обличье – духи пронзают «Лориган»! Я – в мареве от «Нина Риччи»! И возле нас – двойной туман… Сквозь вековых вуалей сон – она уходит в медальон, забыв жестокий свой лорнет, но разобьет его рассвет… Здесь лепестков и лезвий кромки, запреты, страсти и обиды... Сквозь виртуал, в накидке тонкой, читаю стих от Зинаиды. (Т.Смертина) ©Татьяна Смертина. Статья "Золотоволосая" (О Зинаиде Гиппиус) Tatiana Smertina
СТИХИ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
Любовная лирика, стихи о любви, радости, боли
Zinaida Gippius (Чтобы открыть файл, нажмите мышкой. Здесь и мой скан ранее неизвестных в сети стихов Гиппиус). Стихи о России, гражданской войне, эмиграции Философские стихи о Боге, душе, жизни, времени
Книги, издания
Зинаиды Гиппиус Zinaida Gippius ПРИЖИЗНЕННЫЕ издания Зинаиды Гиппиус: Собрание стихов. 1889-1903. «Скорпион», М., 1904г. Собрание стихов. 1903-1909. «Мусагет», М., 1910г. Зинаида Гиппиус (совм. С Мережковским и Философым). Пьеса «Маков цвет». СПб., 1908. «Литературный дневник». СПб, 1908. Драма «Зеленое кольцо». 1912. Рассказы. «Новые люди». СПб, 1896. Рассказы. «Зеркала». СПб., 1898. «Третья книга рассказов». СПб., 1902. «Алый меч». СПб., 1906. Рассказы. «Черное по белому». СПб., 1908. Зинаида Гиппиус. «Чёртова кукла». Роман. М., 1911 Рассказы. «Лунные Муравьи». СПб., 1912. «Цесаревич». Роман. М., 1913 «Последние стихи. 1914-1918». СПб., 1918. «Стихи. Дневник 1911 – 1921». Издано в эмиграции. Б., 1922 Мемуары. «Живые лица». Прага, 1925. Зинаида Гиппиус. «Сияние». Париж, 1939. ======= ПОСМЕРТНЫЕ издания Зинаиды Гиппиус: Пьесы. Л., 1990 Живые лица, тт. 1-2. Тбилиси, 1991 Сочинения. Ленинградское отд. Худож. лит. 1991 г. Стихотворения. СПб, 1999 Дневники, тт. 1-2. М., 1999
Литература, статьи о Зинаиде Гиппиус
Zinaida Gippius (это бумажные публикации, не знаю, есть ли в инете) Адамович Г., Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955, с. 151—68; Андреев В., Детство, М., 1963, с. 144—47; Белый А., Начало века, М.— Л., 1933; его же, Между двух революций, Л., 1934, с. 58—62, 161—76; Бенуа А. Н., Мои воспоминания, т. 2, М., 1980; Берберова Н., Курсив мой..., Нью-Йорк, 1983 (ук.). + Брокгауз; НЭС; Бердяев Н. А., Самопознание, Париж, 1983; Блок А. и А. Белый. Переписка, М,, 1940; Блок в неизд. переписке и дневниках современников.— В кн.: ЛН, т. 92, кн. 3 (вступ. ст. Н. В. Котрелева и 3. Г. Минц; публ. Котрелева и Р. Д. Тименчика), с. 158 — 59, 163, 74 —201, 219 — 22, 225, 228, 243, 273, 276, 285—87, 296—310, 335, 445—47, 455, 472—75, 480—81; вкл. письма Г. к Белому); Брюсов В., Дневники. 1891 — 1910, М., 1927; Бунин в годы войны.— «Даугава», 1980, № 10; Вишня к М. В., Г. в письмах.— «Новый журнал», [1954], № 37; Волынский А. А., «Книга великого гнева», СПб., 1924, с. 190 — 91, 212—113, 433—35; Есенин С. А., Дама с лорнетом, Собр. соч., т. 5, М., 1979; Закржевский А., Религия. Психологические параллели, К., 1913, с. 52 — 94; 3лобин В. А., Тяжелая душа, Вашингтон, 1970; Измайлов А. А., Помрачение божков и новые кумиры, М., 1910 (у к.); его же, Пестрые знамена, М., 1913, с. 149 — 60; История русской литературы, т. 4, Л., 1983; Лавров А. В., Архив П.П. Лундберг Е., Мережковский и его новое христианство, СПб., 1914, с. 143—92; Маковский С., На Парнасе «Серебряного века», Мюнхен. 1962, с. 87 — 122; Минц 3. Г., А. Блок в полемике с Мережковскими.— В кн.: Блоковский сб., [т.] 4, Тарту, 1981 («Уч. зап. ТГУ», в. 535; вкл. письма Г. к Блоку); Перцов П., Лит. восп., М.— Л., 1933; Перцова,— В кн.: Ежегодник РО ПД. 1973; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, с. 174—81; т. 2, с. 484 — 88, М., 1958; Терапиано Ю., Встречи, Нью-Йорк, 1953, с. 36 — 87; Фомин А. Г., Библиотека новейшей русской литературы.— В кн.: Венгеров. Литература 20 в., т. 2, кн. 5 (т. 1 вкл. Автобиографию); Чуковский К., Лица и маски, СПб., 1914, с. 165—77; Шагинян М. С., Человек и время, М., 1980, гл. «Петербург». ------------------ © Автор списка - Н.И. Осьмакова (при участии Л.Макаровой) © Скан (избранное) – Т.Смертина (из биографического словаря «Русские писатели» 1800-1917 года). |