Поэзия Ивана Бунина На снеговой вершине Татьяна Смертина, статья Ivan Bunin, Tatiana Smertina |
|
|
Главная | Статьи. Оглавление |
|
Иван Алексеевич Бунин. 10(22).10.1870 – 8.11.1953.
Несколько известных штрихов... Великий русский писатель и Поэт Иван Бунин родился в Воронеже, происходил из старинного дворянского рода. Первая книга стихов – в 1891 году. Более известен как прозаик, его рассказы: «Антоновские яблоки», «Веселый двор», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»; повести: «Суходол», «Деревня»; книга новелл «Темные аллеи»… Февральскую революцию узрел, как жуткое предзнаменование крушения России. Октябрьскую – Бунин не принял резко и бесповоротно, как «кровавое безумие» и «повальное сумасшествие». В 1920 году отбыл за границу и пробыл там в тяжелой тоске по Отечеству и в творческой работе около 34 лет, скончался во Франции. Поэзия Бунина читается по-особому. Открыла способ чтения стихов – отрешенное чтение. Именно через такое чтение провалилась в странное… Но сперва – о сути чтения. Надо же объяснить. Иван Бунин
Легкое отступление. Стихи и серьезную прозу люблю читать ночью, или уединенно вечером, отрешаясь от мирского. А в электричке и на ходу, вероятно, легче читаются более приземленные вещи, содержащие в себе элемент ребусной игры (я это не читаю) – детективы, любовную мелодраму, рекламу. Но, согласитесь, что литература элементарной игры (назову так условно), может, конечно, занимать взрослого человека, но не на сто процентов: иначе что-то не то... Истинная художественная литература далеко выходит за элементы игры – в жизнь, в сферы иные, требует собственного творческого мышления и достигает такой высоты и утонченности, как душа. И чем талантливее автор, тем больше душ просыпается к духовному созерцанию. Словно душа читающего начинает создавать образы реальные. При этом человек меняется духовно так, что это порою сказывается на его жизни, поступках… Поэтому стихи надо бы читать в одиночестве, чтобы проникать за строки. Это вроде молитвы уединенной. Тайна чтения стихов. Отсюда и перехожу к неповторимой Поэзии Ивана Бунина. Иван Бунин на скамейке
Его Поэзию принято определять, как несовременную, слишком классическую по исполнению, лишенную метафор, с обилием описаний природы, осени, туманов, погостов, крестов, зорь, луны… Посмотрю иначе! Совсем иначе. Его Поэзия вне времени – вечная, не притянутая к суетной злободневности. Это Поэт, умеющий через стихи перенести вас в иное время почти мистически, конкретно. Перенести даже в определенное место. Сильно сказано? А вот смотрите… Ни один (ни один!) Поэт не обладал таким точным, до ощущения реального, изображением какой-нибудь заброшенной дачи или осеннего леса, таким выхватом мелких деталей, потрясающих полутонов, что, читая его стихи в ночном одиночестве, читая медленно, отрешенно, я, например, вижу (стих «И снилося мне, что осенней порой…») нависший потолок в доме, давно не существующем, чую запах печей холодных; и я уже в этой комнате до такой степени присутствую, что могу подсказать и то, что было в ней на самом деле, но не вошло в стих: паука, скользящего в паутине на подоконнике, опрокинутый стул с красиво изогнутой спинкой, оборванную резную дверцу у печки… Лишь очень талантливые и редкие стихи способны почти реально переносить в иное время и пространство, но у Бунина – это основное в Поэзии. Он знал – что не все поймут, увидят. Не старомоден, а непостижимо нов. Иван Бунин и Вера Николаевна Муромцева-Бунина.
1907. Если его стихи читать мистически именно так, то стих «Перстень» станет понятен, но и еще более таинственен. И увидите в часовенке «Портрет» милой умершей девочки, и даже "станете" ею на какое-то мгновение… И заблестит фосфорический снег за окном, когда вы, как призрак (стих «Проснусь, проснусь – за окнами в саду…» ), скользнёте через тёмную залу, и Поэт, почувствовав ваше присутствие, напишет о вас (читайте же!), как о ком-то странном, «притаившемся у двери»; и вы запомните голубень тюля и звон качнувшихся подвесок люстры… Это было – почти совмещение времени! Это не абстрактно – это словно в реале, до содрогания. Тайны бунинских строк... И тогда, пережив поэтические видения через себя и по-своему, и подержав в ладони (живого!) «Последнего шмеля», черного и бархатного, сможете (сможете!) подняться-оказаться «На высоте, на снеговой вершине…» и прочесть ТОТ стих «на изумрудной льдине», что вырезан стилетом лишь для вас… Ну, а если вашего восхождения на вершину не дождусь: «Выйду к морю, брошу перстень в воду, И косою черной удавлюсь». Воспринимайте, как хотите, это тоже строки Бунина (стих «Песня»). Но и Бунин словно обладает мистическим даром переноситься в наше время. Не его ли легкая фигура (стих «Этой краткой жизни вечным измененьем…» ) замаячила и исчезла в глубине темнеющей осенней аллеи? Я видела не раз… Иван Алексеевич Бунин
А если вам доведется, (доведется кому-то!) побывать во Франции, то посетите русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем и, вспомнив свои одинокие полёты-чтения бунинских стихов, не забудьте положить на могилу русского Поэта живые цветы. Почувствуйте его улыбку, и легкое дыхание ветра почудится вам дыханием Вечного, что коснулось и вас! ©Татьяна Смертина. Tatiana Smertina Предисловие, к сборнику стихов Ивана Бунина "Заветный перстень". Статья, фото |